Даже профессиональные инвесторы изо всех сил пытаются определить, что такое рыночный пузырь. Даже если вы не уделяете много внимания рынкам или инвестициям, вы, вероятно, слышали термин «рыночный пузырь».
Глобальный пузырь на рынке недвижимости начала 2000-х годов привел к кризису субстандартного жилья. Пузырь доткомов конца 1990-х привел к краху доткомов. Пузырь Южных морей 1720 года стоил сэру Исааку Ньютону миллионы фунтов в сегодняшних деньгах.
Но как именно мы можем определить рыночный пузырь? Учитывая, что это, вероятно, один из самых известных терминов в сфере инвестирования, несколько иронично, что правильный ответ на этот вопрос — «мы не можем». Не существует конкретного общепризнанного определения рыночного пузыря.
Отчасти это связано с тем, что теория финансовых рынков построена на моделях, предполагающих, что рынки рациональны. Большинство людей знают, что на практике это не так, но это все равно затрудняет встраивание эмоционально обусловленного феномена, такого как пузырь, в существующие теории.
Тем не менее, это также потому, что придавить пузырь сложно. Означает ли рыночный пузырь только высокую оценку? Ну нет, это нечто большее.
В последние годы акции технологических компаний могли выглядеть дорого. Но по сравнению с их оценкой в эпоху доткомов они были явно приручены. И американские акции выглядели дорогими по большинству показателей оценки за последнее десятилетие. И все же нет ощущения дикого оптимизма и «страха упустить выгоду», которые характерны для самых печально известных пузырей.
Во всяком случае, именно этот аспект настроений отличает настоящий пузырьковый рынок от просто дорогого. Каждый пузырь начинается с хорошей фундаментальной истории, часто связанной с технологическими изменениями или с реальной нехваткой предложения актива пузыря.
По мере того, как актив растет в цене, а история становится все более известной, возникает чувство почти маниакального отчаяния, связанного с желанием присоединиться к нему. Цена стремительно взлетает, а затем взлетает еще больше, поскольку в нее втягивается все больше и больше инвесторов.
Инвесторы и инсайдеры компаний, которые вошли в игру на раннем этапе, видят, что высокие цены больше не оправдываются тем, что происходит на местах. Они начинают продавать, хотя все больше наивных покупателей продолжают подливать масла в огонь.
Но в конце концов новых покупателей не остается, и пузырь лопается. Опоздавшие проигрывают.
Это приводит нас к последнему аспекту, который делает обнаружение пузырей таким сложным — вы можете точно знать, что это был пузырь, только после того, как он лопнул.
Наш самый последний пример пузыря может быть в пространстве криптовалюты. В ноябре 2021 года биткойн достиг рекордно высокой цены в 68 000 долларов во главе крипто-ралли, возможно, вызванного низкими процентными ставками и страхом упустить выгоду. После этого пика все основные криптовалюты испытали резкое падение цен из-за ужесточения финансовых условий.
Цена биткойна сегодня составляет менее 17 000 долларов, что означает отказ от всех достижений с декабря 2020 года. Многие другие криптовалюты обстоят еще хуже. Это резкое падение цен на активы создало финансовую инфекцию широкомасштабных убытков и полного уничтожения владельцев криптовалюты, а также неудач больших и малых криптофирм. Такое ощущение, что пузырь лопнул.